Быстрый поиск товара
 Мой аккаунт  Закладки  Сравнение  Оформить заказ
 Мои настройки
ПН-СБ 9:00-19:00

Ваша корзина пуста!

Моторное масло – как сделать правильный выбор

Моторное масло – как сделать правильный выбор

2015-10-15 14:58:29   0   18

С необходимостью замены масла обязательно сталкивается любой владелец автомобиля. Но не каждый знает насколько серьезно нужно подходить к выбору этого смазочного материала. Неправильно подобранное моторное масло иногда становится причиной ухудшения качества работы двигателя, снижения его эксплуатационных характеристик, срока службы и даже выхода из строя. Чтобы этого не произошло, нужно знать азы определения марок масла, подходящих для вашего авто, и разбираться в параметрах, по которым они классифицируются.

Масла для моторов и их функция

Основной задачей моторного масла является смазка рабочих поверхностей элементов двигателя для лучшей их работы. Образуя на поверхности контактирующих между собой деталей очень тонкую и прочную пленку, масло предотвращает их износ. Это обеспечивает надежность работы двигателя с заданными характеристиками.

Само моторное масло – это смесь базовой основы (базовых масел) и специальных добавок, так называемых присадок. Эти вещества могут усилить, стабилизировать или ослабить уже имеющиеся полезные свойства основы либо придать маслу новые характеристики, которые требуются для нормальной работы мотора. Именно состав и свойства присадок служат определяющим фактором для применения сорта масла в двигателе. Сами же присадки (их состав) часто являются фирменной технологией и представляют собой коммерческую тайну производителя масла.

Зачем нужно столько видов масла для двигателей

Каждый из производителей предлагает целый ассортимент моторных масел для разных сезонов и условий эксплуатации. Но самый главный фактор, влияющий на многообразие их видов – существование различных двигателей. Их тип или требования производителя мотора (они обычно формулируются в специальных рекомендациях к автомобилю/двигателю) определяет марку потребляемого масла. Так происходит потому, что еще на начальном этапе проектирования двигателя производитель закладывает определенные требования к условиям его эксплуатации. Их учитывают конструкторы и инженеры, в техзадание которых входит необходимость максимально оптимизировать работу будущего «сердца машины». К примеру, абсолютно разными будут двигатели для спортивных авто, машин эконом-класса или автомобилей, предназначающихся для использования в экстремальных условиях (например, по бездорожью, в горной или лесистой местности). В итоге двигатели отличаются по конструкции, объему, внутренним деталям и технологиям производства. Поэтому определяться с маслом нужно исходя из вашей индивидуальной ситуации, например, типа двигателя, условий и нагрузок при его эксплуатации, финансовых возможностей.

Классификация моторных масел

На этикетке масла нереально обозначить все типы двигателей и авто, которым данное масло подходит. Внести ясность в вопрос выбора призваны различные системы классифицирования масел. Все они имеют собственные обозначения, которые отображаются в буквенных и цифровых аббревиатурах на этикетках масел. Изучив их, вы сможете самостоятельно определиться с подходящим маслом для мотора.

Чтобы обеспечить надежный пуск двигателя и его хорошую работу, надо выбирать масло, соответствующее температуре окружающей среды по вязкости и конструкции двигателя – по эксплуатационным характеристикам (противоизносные, энергосберегающие, противокоррозийные, антиокислительные, моюще-диспрегирующие, летучесть, вспениваемость и т.п.).

По разным параметрам масла классифицируют так:

  1. По химическому (базовому) составу.
  2. Здесь различают минеральные, синтетические и полусинтетические масла. Минеральные – наиболее дешевые, получают переработкой нефти. При приемлемых эксплуатационных характеристиках главный их недостаток – небольшой температурный диапазон применения. Синтетические масла получают органическим синтезом. Их высокая стоимость объясняется использованием сложных технологий изготовления. Однако это компенсируется отличными свойствами: их вязкость мало зависит от изменения температуры (мало изменяется). Полусинтетические масла имеют лучшие свойства, нежели минеральные и цену ниже, чем «синтетика». Поэтому их можно назвать компромиссным вариантом.

  3. По вязкости (классификация SAE).
  4. Эта система, разработанная Обществом автомобильных инженеров (США), признана сегодня международным стандартом. Согласно SAE масла (по вязкости) делятся на 5 «летних» и 6 «зимних» классов. Обозначаются летние классы цифрами от 20 до 60 (через каждые десять единиц), зимние – английской буквой W (зима – winter) и цифрами от 0 до 25 (через каждые пять единиц). Например, SAE 5W, SAE 30. Больше цифра – выше вязкость масла. Всесезонные (универсальные) масла имеют двойное обозначение, например, SAE 10W-30 и т.п.

  5. По качеству, видам и свойствам присадок. Здесь следует знать, что сегодня в мире одновременно действуют несколько систем классификаций (стандарты API, ACEA, ILSAC и ГОСТ (действует для стран СНГ)):
    • API – классифицирование масел по американскому стандарту (разработана Американским институтом нефти). Здесь масла разделяются в основном на 2 категории – для дизельных и четырехтактных бензиновых двигателей. В этой классификации масла обозначаются двумя буквами латинницы, первая из которых означает категорию масла (С – дизельные, S ­ бензиновые двигатели), а вторая – показатель эксплуатационных качеств ( от «А» до « L» ­– чем выше уровень качеств, тем дальше буква от начала алфавита). Универсальные масла в этой классификации имеют обозначения, присущие обеим категориям, например, API SJ/CF. Если масло имеет энергосберегающие свойства, то присутствует аббревиатура ЕС (еnеrgy conversing).
    • ACEA – классифицирование масел по европейскому стандарту (принята Ассоциацией европейских производителей автомобилей в 1991 году). Здесь масла подразделяют по двигателям автомобилей на такие три категории: А – бензиновые, В – дизельные для легковых авто, Е – дизельные для грузовых авто. В каждой из них есть несколько градаций по «рабочим» характеристикам (они обозначаются последовательно цифрами, начиная от 1). После этих обозначений указывают еще две цифры – год утверждения последней версии класса. Например, А3-98, В2-98, Е5-99).
    • ILSAC – азиатская классификация (создана «Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов» совместно с Ассоциацией автомобилестроителей Японии и Ассоциацией производителей автомобилей (США)). При таком классифицировании выделяют три класса масел (для бензиновых двигателей). Они обозначаются GF-1, GF-2, GF-3 и все являются энергосберегающими.
    • ГОСТ 17479.1-85. Здесь масла по вязкости делятся на зимние (цифры от 4 до 6), летние (цифры от 8 до 16 с шагом два, а также цифры 20 и 24) и всесезонные. Последние имеют двойное обозначение, где начальная цифра указывает на класс «зима», вторая – на «лето». Например, 4з/8, 5з/10 и т.п. («з» после первой цифры – признак того, что масло загустили присадками). По эксплуатационным свойствам в ГОСТе масла различают при помощи букв от А до Е (каждая последующая буква в этом ряду соответствует более высоким свойствам), а также индексами 1 – для бензиновых двигателей и 2 – для дизельных. Отсутствие цифры означает универсальность масла, его пригодность для двигателей обоих типов.
  6. По допускам автопроизводителей (одобрение производителей OEM)
  7. В классификациях (ACEA, API и т.д.) установлены минимальные базовые требования к маслам, согласованные изготовителями смазочных материалов, присадок и автомобилей. Однако автопроизводители могут выдвигать дополнительные условия к характеристикам масел, применяющихся в их двигателях. Обычно эти условия (или требования) основаны на испытаниях авто и двигателей при их производстве, конструктивных особенностях, технологических инновациях данного производителя. Их указывают в сервисной книжке либо инструкции по эксплуатации автомобиля. Допуски производителей имеют рекомендательный характер, однако при выборе масла их стоит учитывать в первую очередь. Причем, подбор масла не обязательно согласовывать со всеми классификациями, указанными в сервисной книжке (ACEA, API и т.д.) – достаточно одной.

    Рекомендации при выборе масла

    Если у вас нет сервисной книжки, требования к применяемым для вашей модели авто маслам можно узнать в электронном каталоге применяемости моторных масел (можно найти в поисковой системе в интернете). Таким каталогам можно доверять, поскольку их разрабатывают независимые организации, а не производители масел или автомобилей.

    • Поскольку технологии постоянно развиваются, допуск получают новые масла, а некоторые действующие его теряют. Поэтому перечень допущенных производителями марок масел может меняться.
    • Режим температуры, указанный на масле, носит скорее рекомендательный характер.
    • Не всегда оправдывает себя применение масла со свойствами, выше указанных в рекомендациях. Обычно оно стоит дороже при том, что его параметры могут отличаться от необходимых и быть несовместимыми с каким-то особенностями двигателя.
    • Выбирая масло, не ориентируйтесь на его цвет – из-за присадок оно может выглядеть темнее. Быстрое изменение цвета масла при работе двигателя также еще не говорит о том, что оно испортилось. Масло может «смывать» отложения в двигателе, накапливать продукты неполного сгорания топлива и от этого чернеть.
    • Для авто с большим пробегом замену масла нужно делать чаще.
    • Нежелательно смешивать синтетику и минеральные масла.
    • Во избежание несовместимости свойств присадок, доливайте тот же сорт масла, что и был залит в двигатель ранее. Если вы не уверены, что помните или не знаете, какое масло использовалось, лучше перед его заменой промыть систему специальным маслом.
    • Интервал регулярной замены масла устанавливает изготовитель двигателя, а не производитель масла, и делать это надо в строго установленные сроки, которые являются максимально допустимыми (их указывают с учетом каждого конкретного авто, типа его двигателя, условий эксплуатации). Вместе с маслом заменяют и масляный фильтр.
    • Выбирая масло, предполагающее удлиненный интервал замены (бывают такие варианты), используйте специальный масляный фильтр, рассчитанный для этого, и топливо Евро5.
    • Помните, что восемьдесят процентов износа мотора (двигателя) происходят в последние двадцать процентов пробега машины. Поэтому идеальный вариант замены масла – сделать это немного раньше, чем рекомендует производитель.