Ваша корзина пуста!
Ваша корзина пуста!
С необходимостью замены масла обязательно сталкивается любой владелец автомобиля. Но не каждый знает насколько серьезно нужно подходить к выбору этого смазочного материала. Неправильно подобранное моторное масло иногда становится причиной ухудшения качества работы двигателя, снижения его эксплуатационных характеристик, срока службы и даже выхода из строя. Чтобы этого не произошло, нужно знать азы определения марок масла, подходящих для вашего авто, и разбираться в параметрах, по которым они классифицируются.
Основной задачей моторного масла является смазка рабочих поверхностей элементов двигателя для лучшей их работы. Образуя на поверхности контактирующих между собой деталей очень тонкую и прочную пленку, масло предотвращает их износ. Это обеспечивает надежность работы двигателя с заданными характеристиками.
Само моторное масло – это смесь базовой основы (базовых масел) и специальных добавок, так называемых присадок. Эти вещества могут усилить, стабилизировать или ослабить уже имеющиеся полезные свойства основы либо придать маслу новые характеристики, которые требуются для нормальной работы мотора. Именно состав и свойства присадок служат определяющим фактором для применения сорта масла в двигателе. Сами же присадки (их состав) часто являются фирменной технологией и представляют собой коммерческую тайну производителя масла.
Каждый из производителей предлагает целый ассортимент моторных масел для разных сезонов и условий эксплуатации. Но самый главный фактор, влияющий на многообразие их видов – существование различных двигателей. Их тип или требования производителя мотора (они обычно формулируются в специальных рекомендациях к автомобилю/двигателю) определяет марку потребляемого масла. Так происходит потому, что еще на начальном этапе проектирования двигателя производитель закладывает определенные требования к условиям его эксплуатации. Их учитывают конструкторы и инженеры, в техзадание которых входит необходимость максимально оптимизировать работу будущего «сердца машины». К примеру, абсолютно разными будут двигатели для спортивных авто, машин эконом-класса или автомобилей, предназначающихся для использования в экстремальных условиях (например, по бездорожью, в горной или лесистой местности). В итоге двигатели отличаются по конструкции, объему, внутренним деталям и технологиям производства. Поэтому определяться с маслом нужно исходя из вашей индивидуальной ситуации, например, типа двигателя, условий и нагрузок при его эксплуатации, финансовых возможностей.
На этикетке масла нереально обозначить все типы двигателей и авто, которым данное масло подходит. Внести ясность в вопрос выбора призваны различные системы классифицирования масел. Все они имеют собственные обозначения, которые отображаются в буквенных и цифровых аббревиатурах на этикетках масел. Изучив их, вы сможете самостоятельно определиться с подходящим маслом для мотора.
Чтобы обеспечить надежный пуск двигателя и его хорошую работу, надо выбирать масло, соответствующее температуре окружающей среды по вязкости и конструкции двигателя – по эксплуатационным характеристикам (противоизносные, энергосберегающие, противокоррозийные, антиокислительные, моюще-диспрегирующие, летучесть, вспениваемость и т.п.).
По разным параметрам масла классифицируют так:
Здесь различают минеральные, синтетические и полусинтетические масла. Минеральные – наиболее дешевые, получают переработкой нефти. При приемлемых эксплуатационных характеристиках главный их недостаток – небольшой температурный диапазон применения. Синтетические масла получают органическим синтезом. Их высокая стоимость объясняется использованием сложных технологий изготовления. Однако это компенсируется отличными свойствами: их вязкость мало зависит от изменения температуры (мало изменяется). Полусинтетические масла имеют лучшие свойства, нежели минеральные и цену ниже, чем «синтетика». Поэтому их можно назвать компромиссным вариантом.
Эта система, разработанная Обществом автомобильных инженеров (США), признана сегодня международным стандартом. Согласно SAE масла (по вязкости) делятся на 5 «летних» и 6 «зимних» классов. Обозначаются летние классы цифрами от 20 до 60 (через каждые десять единиц), зимние – английской буквой W (зима – winter) и цифрами от 0 до 25 (через каждые пять единиц). Например, SAE 5W, SAE 30. Больше цифра – выше вязкость масла. Всесезонные (универсальные) масла имеют двойное обозначение, например, SAE 10W-30 и т.п.
В классификациях (ACEA, API и т.д.) установлены минимальные базовые требования к маслам, согласованные изготовителями смазочных материалов, присадок и автомобилей. Однако автопроизводители могут выдвигать дополнительные условия к характеристикам масел, применяющихся в их двигателях. Обычно эти условия (или требования) основаны на испытаниях авто и двигателей при их производстве, конструктивных особенностях, технологических инновациях данного производителя. Их указывают в сервисной книжке либо инструкции по эксплуатации автомобиля. Допуски производителей имеют рекомендательный характер, однако при выборе масла их стоит учитывать в первую очередь. Причем, подбор масла не обязательно согласовывать со всеми классификациями, указанными в сервисной книжке (ACEA, API и т.д.) – достаточно одной.
Если у вас нет сервисной книжки, требования к применяемым для вашей модели авто маслам можно узнать в электронном каталоге применяемости моторных масел (можно найти в поисковой системе в интернете). Таким каталогам можно доверять, поскольку их разрабатывают независимые организации, а не производители масел или автомобилей.